Жилищный кодекс. Что нового в 2015 году?

Законотворческий процесс не стоит на месте и шутка «жилищный кодекс переписывается, как минимум, раз в полгода» давно ни у кого не вызывает даже ироничной ухмылки. В очередной раз законодателем была подготовлена большая порция нововведений, и на самые интересные мы решили посмотреть поближе.

Общее имущество и средства собственников. Процедурные вопросы.

1) Собственникам дали право определить источник финансирования расходов, связанных с проведением общего собрания. Если ранее все расходы на рассылку писем, распечатку уведомлений, листов явки и голосования, а также протокола решения общего собрания нес инициатор собрания (инициативная группа), то теперь эти расходы можно отнести к общим расходам, предусмотрев, например, дополнительную строку расходов в общей структуре платежа (п. 3.5. ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

2) Существенно упростилась процедура принятия решения о проведении текущего ремонта общего имущества. Если ранее требовалось собрать 2/3 голосов от общего числа собственников, то теперь общее собрание может передать это право группе людей, которые ранее ими же были выбраны в качестве совета многоквартирного дома. Эта возможность позволит существенно сократить время принятия решения о проведении тех или иных работ, а также на порядок упростит документооборот (п. 4.2. ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

3) У общего собрания собственников появилась возможность наделить первого представителя собственников (Председателя совета дома) дополнительными правами и полномочиями из числа тех, что не отнесены Жилищным кодексом к компетенции Общего собрания собственников или Совета многоквартирного дома (п. 4.3. ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

4) Появилась новая форма общего собрания собственников: симбиоз очного и заочного голосования – очно-заочная форма. Теперь жители могут собраться, как это обычно бывает, узким кругом во дворе дома, и, уже после этого, без объявления нового собрания (в заочной форме), сразу перейти к передаче листов для голосования тем собственникам, которые во двор по какой-то причине прийти не смогли. Особенностью будет являться необходимость указать в уведомлении о проведении общего собрания адрес, место и время передачи листов для голосования, а также обязанность ВСЕХ участников общего собрания оформить свое решение на отдельном листе (и тех, что пришли во двор, и тех, кто проголосует позже дома) и с обязательным указанием информации о голосующем лице, о документе, подтверждающим право собственности и решения по каждому вопросу повестки голосования. (ст. 44.1., п.3 ст. 47, п.4.1. ст. 48, п. 5.1. ст. 48 Жилищного кодекса РФ).

5) Особый правовой статус получил протокол решения общего собрания. Теперь это официальный документ, который влечет за собой юридические последствия по возложению на собственников дополнительных обязанностей, либо освобождения от таковых. С практической точки зрения можно надеяться, что правоохранительные органы, в случае фальсификации протокола, теперь начнут возбуждать уголовные дела. Чего ранее, к сожалению, не наблюдалось (п. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ). Подробнее.

6) Сам протокол теперь должен в обязательном порядке размещаться в системе ГИС ЖКХ, а также его копия, не позднее, чем в десятидневный срок, должна быть передана в УК/ТCЖ/ЖСК тем лицом, которое это собрание инициировало. УК/ТСЖ/ЖСК, в свою очередь, должны в течение 5 дней направить в жилищную инспекцию копию поступившего к ним протокола (п. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ). Подробнее.

7) Дополнительно нагрузили и жилищную инспекцию. Теперь, если в течение трех месяцев в надзорный орган поступает два протокола по одному и тому же вопросу (вспомним войны по смене управляющей компании), его служащие обязаны провести внеплановую проверку и удостовериться, что при проведении общего собрания и оформлении его результатов были соблюдены все требования закона. В противном случае, по всей видимости, обратиться в суд с целью решение незаконного общего собрания отменить (ч. 1.1. ст. 46 Жилищного кодекса РФ).

8) Инициативу по созыву общего собрания теперь официально вручили и управляющей компании. Вручили ровно в тех пределах и по тем вопросам, которые предусмотрены Жилищным кодексом для общего собрания собственников (п. 7 ст. 45 Жилищного кодекса РФ).

9) Определенному кругу собственников, а именно, не менее, чем 10% от общего числа (замер идет по квадратным метрам), теперь позволено обратиться в свои УК/ТСЖ/ЖСК с требованием провести общее собрание собственников. УК обязана инициировать такое собрание по вопросам, указанным инициативной группой собственников в обращении, и организовать собрание в течение 45 дней с момента поступления обращения, но не позднее, чем за 10 дней до даты проведения этого собрания.

Особо циничные и не лишенные чувства юмора собственники могут потребовать от своей действующей УК провести общее собрание по вопросу смены управляющей компании. И все расходы по этому вопросу (подготовить документы, разослать почтой уведомления, собрать листы решений, довести результаты до собственников, и пр.), естественно, взять на себя (п.6 ст. 45 Жилищного кодекса РФ).

10) Многострадальные общедомовые нужды теперь снова ушли в состав жилищной услуги и начисляться они теперь будут строго по нормативу, утвержденному правительством субъекта РФ. Здесь многие граждане обосновано задались вопросом: для чего в таком случае мы за свой счет устанавливали общедомовые приборы учета? Задались вопросом совершенно обосновано, надо сказать.

Следствием этого новшества могут стать либо, как минимум, ежегодные собрания собственников по утверждению нового тарифа на жилищную услугу (тариф на коммуналку-то растет ежегодно, а значит и плата за ОДН каждый год все больше), либо, что более вероятно, значительное сокращение объема работ по текущему ремонту и благоустройству в угоду погашения УК счетов по ОДН (п. 9.1., п. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса РФ).

11) Новыми поправками была поставлена точка в спорах «может ли совет дома и председатель получать вознаграждение за свою работ?». В новой редакции Жилищного кодекса четко обозначено – может. Справедливости ради стоит отметить, что и раньше могли, и МОД «Народный контроль в ЖКХ», защищая председателей советов МКД в судах, неоднократно это доказывало. Благо теперь по этому вопросу в суд ходить не придется. И наиболее активные, инициативные и ответственные советы будут иметь прямую и прозрачную возможность получить вознаграждение от благодарных собственников жилых помещений многоквартирного дома не только добрым словом, но и рублем (п. 8.1. ст. 161.1. Жилищного кодекса РФ).

12) Каждая управляющая компания теперь кошельком отвечает за качество коммунальных услуг и достоверность цифр в платежках. Если качество не соответствует нормативным регламентам, а цифры в платежке явно из другой галактики – придется раскошелиться на заведомо известную сумму (п. 4, п. 6 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).

13) Будут бороться и с безответственностью. Если собственники, решившие копить отдельно от всех, в должном объеме свою обязанность не выполняют, т.е. перечислили на спецсчет менее 50% от начисленного на момент проверки жилищной инспекции, то право ни от кого не зависеть у них могут и забрать. Для этого достаточно проигнорировать убедительную просьбу рассчитаться в течение 5 месяцев с момента получения уведомления о долге (п. 8, п. 9, п. 10 ст. 173 Жилищного кодекса РФ).

14) Выбирая спецсчет, теперь уже официально, требуется выбрать лицо, которое будет готовить платежные документы, установить порядок предоставления этих документов, а также установить размер оплаты этой услуги. Лицо (организацию) нужно подбирать заведомо готовую данную услугу по установленной цене оказывать (п. 3.1 ст. 175 Жилищного кодекса РФ).

15) Разрешен вопрос и в пользу собственников помещений в новостройках. Теперь региональная законодательная власть будет решать с какого момента владельцы квартир в новых домах обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт. Будет это 1-3 года или максимально возможный срок в 5 лет – узнаем в ближайшее время (п. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).

16) По активному настоянию общественности предусмотрена 50% компенсация по взносам на капитальный ремонт для широкого круга заслуженных, а также социально не защищенных граждан (абз. 2-7 п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1, пп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ, п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года №2-ФЗ).


Казаков Роман Владимирович
Председатель Координационного совета
общественного движения Народный контроль в сфере ЖКХ