Кто поможет решить проблемы в ЖКХ?

В студии Ирина Бондаренко. Сегодня у меня в гостях лидер общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков. Здравствуйте Роман.

Р. Казаков: - Добрый вечер

И. Бондаренко: - Ну и, собственно, разговаривать мы будем о непонятной этой сфере, страшной и всем, наверное, когда начинаешь копаться, разбираться запутываешься еще больше – это ЖКХ. Но, я думаю, что Роман нам сегодня и поможет все по полочкам разложить, рассказать, что у нас повысилось, за что мы будем платить больше, за что меньше, какие перерасчеты нас ждут и ждут ли они нас вообще. Роман, давайте начнем, наверное, с того, что нас ждет. Повышения какие серьезные, страшные. Насколько примерно мы будет платить?

Р. Казаков: - Все зависит от временного промежутка. Я думаю, если мы говорим про январь месяц, если мы говорим про самое начало года, то здесь повышение у нас имеет место по капитальному ремонту. Правительство Красноярского края утвердило новые взносы на капитальный ремонт на период с 2017 по 2019 год. В частности, у нас взносы на капитальный ремонт стали больше на 30 копеек. То есть, те кто раньше платил 6,60 в пятиэтажных домах будут платить 6,90 с квадратного метра, те кто платил 7,20 в домах с лифтом будут платить 7,50. Соответственно, рост такой 30 копеек каждого и составил. Это то, что касается капитального ремонта. То, что касается коммунальных услуг, мы ждем, что с 01 июля этого года рост платы за коммунальные услуги должен составить не более 3,9%, по крайней мере такая цифра стоит в постановлении, которое приняло Правительство РФ. В целом то, что касается капитального ремонта и общей совокупности коммунальных услуг картина такая – жилищные услуги, которые тоже являются неотъемлемой частью всех наших платежек, тариф на жилищные услуги устанавливается решением общего собрания собственников и по этой самой причине, то есть как вот люди решение примут, какой тариф они себе установят, относительно предлагаемого УК комплекса услуг, собственно, такой либо рост платы, либо сохранение на том же уровне у них и будет.

И. Бондаренко: - Роман, у меня тут сразу вопрос. Ни разу ни на каких собраниях жилищников я не была, ничего никогда не подписывала, никакие тарифы и так далее не устанавливала, даже их не видела, но по факту мне приходит платежка, как так получается? Я жилец и без меня все решили?

Р. Казаков: - Ну, во-первых, настоятельно рекомендую и вам, и слушателям ходить на собрания, выступать их инициатором, требовать от УК разъяснений и выполнения обязательств, проведения ремонтов и всего-всего-всего. То, что касается именно тарифа на жилищную услугу, он утверждается простым большинством. То есть, половина от общего числа собственников в МКД, измеряется это не поголовно, это измеряется квадратными метрами, то есть половина от общей площади, должны проголосовать за утверждение либо не утверждение тарифа и тогда это решение будет считаться лигитимным и состоявшимся. Если вы об этом не слышали, значит, скорее всего, собрание было, но вы в нем не принимали участие.

И. Бондаренко: - Здравствуйте. Вы в прямом эфире. Как вас зовут, представьтесь и ваш вопрос.

Слушатель: - Здравствуйте. Зовут меня Михаил. В платежечках идет строка по холодной воде на ОДН, то есть, я так понимаю, мытье полов, какие-то уборки и т.д. Однако, она какая-то фиксированная или она может быть разной? Потому что у меня в платежке приходит 0,42 с копеечками сотых кубометра. Я посчитал, порядка 200 квартир в доме, там получилось более 160 кубометров воды. Дом можно не только помыть. Это как-то регламентируется или это стандарт?

Р. Казаков: - Спасибо за вопрос. Дело в том, то что касается ОДН есть два нюанса. Первое – они безусловно регламентируются. Есть постановление правительства Красноярского края, которым установлено, что норматив на квадратный метр площади общего пользования, не площади жилых помещений, а именно площади общего пользования (площади лестничных клеток, лифта и всего прочего), составляет 32 литра и по холодной и по горячей воде. Таким образом, вроде как это должно быть ориентировано для всех собственников. Однако, получается следующая картина, что гипотетически расход может быть больше, хотя в моем понимании 32 литра это очень много и этого за глаза хватает для того, чтобы все необходимые мероприятия в доме проводить. Но, если расход все-таки по общедомовым приборам учета окажется больше, в этом случае собственники на общем собрании либо при заключении договора, либо после этого должны принять решение как быть с перерасходом выше этого норматива. То есть, оплачивать его либо дополнительно сверху всего, либо чтобы эти деньги шли из состава жилищной услуги. Большинство собственников в Красноярске принимают решение, чтоб оплата шла из строки по содержанию текущего ремонта. Поэтому, отвечая на вопрос радиослушателя, если у вас в платежке выставляется сумма больше чем за 32 литра на квадратный метр площади общего пользования, в этом случае необходимо просто посмотреть либо договор управления, либо ознакомиться с решениями общего собрания собственников, какое решение принято по перерасходу. Я здесь, наверное, отдельно еще уточню, что перерасход этот может быть не только из-за того, что те кто моет подъезд или поливает газон расходует много воды, это может быть еще из-за того, что у нас в квартирах где прописан один человек и нет индивидуальных приборов учета проживает пятеро и по факту оплата идет за одного человека, а воду льет пять человек.

И. Бондаренко: - Там же и тарифы у них другие, у нас же все поменялось?

Р. Казаков: - У нас есть повышающий коэффициент, но, если такую конструкцию рассматривать, о которой я говорю, когда вместо одного проживает пятеро, в этом случае, даже повышающий коэффициент не спасает.

И. Бондаренко: - То есть, мы все равно платим за недобросовестных соседей?

Р. Казаков: - Да. Такое тоже бывает. УК должна этим заниматься, но практика показывает, что занимается этим по остаточному принципу.

И. Бондаренко: - Здравствуйте. Вы в эфире. Представьтесь.

Слушатель: - Добрый день. Меня зовут Денис. В свое время всех нас агитировали, что надо перейти на ИПУ, что это будет все гораздо дешевле, чем мы платили раньше по тарифу. Сейчас все перешли на ИПУ, но теперь то же горячее водоснабжение, насколько я вижу по платежке, считается как потребленные мной литры и все это дело еще и плюсуется с электроэнергией потраченную на эту горячую воду, чтоб ее сделать горячей. Если все эти показатели сложить, то экономия вообще никакая не получается. Раньше без счетчика гораздо дешевле было. Если сейчас еще тариф вырастет, до каких пор мы будем платить все больше и больше?

Р. Казаков: - Я думаю, что здесь следующая ситуация. Действительно, имеет место, что у нас с 2014 года появился двухкомпонентный тариф, то есть вместо того, чтоб рассчитываться просто за кубические метры, мы платим и за кубические метры, и за гигакаллории, за то тепло, которое тратится за подогрев холодной воды до нужной температуры. Здесь имеет место абсурд в непоследовательности в действиях правительства РФ. Объясню почему. Изначально у нас были довольно высокие нормативы на потребление, если нет ИПУ потребление считается по нормативу и к нему потом начали, чтобы стимулировать к установке приборов учета начали предлагать повышающий коэффициент, чтобы ставили счетчики и платили меньше. Все бы хорошо, но правительство РФ изменило правила определения норматива, правительство края его пересчитало. Получилось так, что норматив потребления на холодную и горячую воду относительно того, который был раньше, стал чуть ли не в два раза меньше и поэтому даже коэффициент, повышающий 1,7 к новому нормативу, получается никак не стимулирует к тому, чтобы ставили счетчики. Поэтому на вопрос «Доколе?», я бы сказал, что пока у нас у федеральной власти не будет четкого понимания последовательности действий и четкого видения того, куда они хотят привести ЖКХ, то вот такие петли мы будем иметь постоянно.

Слушатель: - Меня зовут Григорий. Вот такой вопрос. Вы все повышаете, повышаете в нашем регионе тарифы, а я вот знаю, например, что в других регионах тариф гораздо ниже, допустим, на ту же электроэнергию, хотя электроэнергию они поучают с нашего региона. Мы находимся в регионе, в котором уже две ГЭС, и мы получаем электроэнергию гораздо дороже, чем другие регионы, которые получают ее от тех же ГЭС.

И. Бондаренко: - Думаю, что вопрос не к Роману. Лично Роман ничего не повышает

Р. Казаков: - Была б моя воля, конечно, и политика в сфере регулирования была бы абсолютно иная, но так сложилось, что я руковожу общественной организацией, выступаю в роли эксперта, консультанта и не более того. Что касается повышения тарифов. Здесь все-таки нужно сделать акцент, что физические лица, граждане за электроэнергию в Красноярске платят одну из самых не больших ставок в России. То есть, мы, грубо говоря, третьи снизу. Самая дешевая в Иркутске, потом идет Хакасия, потом мы. Это то, что касается физических лиц и тех платежек которые они получают. Проблема здесь, это уже будет узкоспециальная тема, поэтому постараюсь сказать быстро, проблема здесь будет заключаться для юридических лиц, потому что юрлица у нас платят больше 6 руб. за киловатт/час, в отличие от физлиц, которые платят втрое меньше. Связано это с тем, что у нас действительно имеет место высокая доля выработки электроэнергии на ТЭЦ и на ГРЭС и довольно низкая доля выработки электроэнергии на ГЭС. Как следствия, для того, чтобы покрыть выпадающий баланс мощности, недовыработка на электростанциях возникла по той причине, что воды в реках мало, и чтобы покрыть недостающий баланс мощности подключили мощности ТЭЦ, а там электроэнергия дороже и, как следствие, балансируя этот тариф, юрлица платят больше.

И. Бондаренко: - Роман, давайте затронем тему, платим много, а льготники у нас сохраняются? Никаких льгот не отменили? Все, кто получал льготы за ЖКУ, у них все осталось так?

Р. Казаков: - Безусловно. То, что касается получателей субсидий, никакие льготы не отменили, люди получают субсидии имея статусы ветерана труда, имея инвалидность и имея другие составляющие, они не изменились ни в большую, ни в меньшую сторону. Единственное, что у нас конкретизировали норму в части предоставления субсидий по капремонту для одиноко проживающих пенсионеров, то есть, у нас действительно есть федеральные нормы, а теперь стала региональная, о том, что у нас люди 70 лет имеют 50% компенсации, если старше 80 лет, то компенсацию 100%. Ну и общая норма, то что у нас общая доля расходов на ЖКУ не должна в общей структуре расходов семьи превышать 20%, тоже, безусловно, сохраняется.

И. Бондаренко: - Как проконтролировать работу УК? Если не нравится то, что они делают, что делать, куда бежать?

Р. Казаков: - Я бы коротко ответил. Если не нравится, как работает УК, ее надо менять.

И. Бондаренко: - Это же надо собрать всех жильцов

Р. Казаков: - Общее собрание собственников, кворум не менее половины, решение не менее половины кворума, подписать договор и решить. Если прям уже допекло и нет сил терпеть, УК надо менять. У нас в городе уже больше сотни УК, которые активно ведут работу, поэтому я бы сказал, что выбор есть. Есть вполне добросовестные, есть жулики откровенные. Просто нужно выбирать, принимать решение с кем дальше работать.

И. Бондаренко: - Есть где-нибудь список УК, где посмотреть отзывы об УК?

Р. Казаков: - Я бы рекомендовал в данном случае сайт администрации города Красноярска и департамент городского хозяйства. Регулярно на сайте администрации города публикуют рейтинг УК. Я бы сказал, что это не истина в последней инстанции, но какую-то картину общую по городу он дает. Сказать, что там на 100% верно – нет, но это какой-то ориентир, с кем можно начать вести переговоры. Это список, адреса, телефоны, но решение я предлагаю принимать следующим образом – просто обратить внимание на то, как УК работает. Посмотрев в том же рейтинге УК, приехать и посмотреть как на самом деле содержится жилой фонд, с людьми пообщаться. Как практика показывает, люди охотно делятся своими впечатлениями от взаимодействия с УК, которая обслуживает их дом. Рейтинг – это только старт, а окончательное решение все же принимать, общаясь с людьми.

Слушатель: - Меня зовут Денис. Такой вопрос, живу я в доме, который газифицирован, можно ли как-то отказаться от использования газа и поставить электроплиту. Это связано с тем, что за газ мы сейчас платим очень большие деньги и выгоднее перейти на электроснабжение полностью.

И. Бондаренко: - На газ тоже тарифы выросли.

Р. Казаков: - Растет все. Официально есть оправдание в инфляции, правда забывают о том, что надо повышать производительность труда и производства. Отвечая на вопрос, чисто технически это сделать, безусловно, можно. Здесь встает вопрос экономической целесообразности. Дело в том, что дома которые подключены к системе газоснабжения, у них плата за электроэнергию отличается, у них другой тариф и поэтому установив электроплиту, собственник будет платить больше за кВт/час потребленный, в том числе и через электроплиту, чем собственники помещений в домах, где стоят электроплиты, поэтому экономическую целесообразность, даже с учетом роста тарифа на газ лучше пересчитать еще раз, ознакомиться с разницей в тарифах для газифицированных домов и для не газифицированных и уже после этого принимать решение.

И. Бондаренко: - А так это можно сделать?

Р. Казаков: - Ну чисто технически это, конечно, можно сделать. Там вопрос возникает в подключении, в проводке, в соответствии всех сетей, потому что мощности расчетные другие и т.д. Но, чисто технически, это решаемый вопрос, все упирается в деньги, то есть, есть ли смысл на это тратиться.

Слушатель: - Меня зовут Денис. Я живу в микрорайоне Солнечный и у нас отопление идет от бывшей котельной эскалаторного завода, а УК нам подает тепло через КрасКом. Но дело в том, что КрасКом сам покупает тепло у РТК по 1000 руб за гигакаллорию, а продает жильцам по 2-3 за гигакаллорию. И вот буквально с ноября месяца идет суд между РТК и КрасКомом, чтобы зафиксировать цену, чтобы по ценам РТК жители микрорайона оплачивали, но никак не могут договориться. Если УК сами перешли на прямой договор с РТК, вот наша УК «ДомКом» никак не хочет переходить. У меня вопрос, УК же должна работа на интересы граждан, ведь мы на прямую им платим деньги.

И. Бондаренко: - Тут можно еще добавить – можно ли заставить УК заключить такой договор.

Р. Казаков: - Если говорить чисто юридически, то конечно УК должна продавать коммунальный ресурс по той цене, по которой она его покупает у РСО, она просто выступает как посредник, это не купля-продажа, она не может делать наценки. Можно ли заставить и, соответственно, должна ли она отстаивать интересы – для того УК и нанимается. То есть, есть общая преамбула договора, что она управляет домом, содержит общее имущество, оказывать коммунальные услуги. Нигде не написано, что она должна идти в суд, выбирать нового поставщика и т.д. Но это же стимул. На самом деле, другие УК, приходя в дом к Денису и предлагая свои услуги, они же могут и, в том числе, в качестве аргумента сказать, а мы будем настаивать на том, чтоб договор был не с КрасКомом, а с РТК, то есть цифра в платежке будет меньше. Это тоже предмет торга и предмет конкуренции. Что касается всей ситуации, каким образом ее урегулировать, есть вариант заключения прямых договоров, есть ряд других норм. Вообще, из-за чего такая разница в тарифах возникла, от того, что жители квартир в микрорайоне Солнечный оплачивают работу неэффективных котельных КрасКома, которые стоят по всему городу. Проблема решается очень просто – просто трубу, которая соединяет эту котельную экскаваторного завода передать в собственность или хотя бы в аренду РТК и для того, чтобы в совокупном этом котле КрасКомовском жители Солнечного избыточную плату за тепло не вносили. Поэтому, если не самостоятельно принимать меры, не известно как все закончится, будем надеяться, что в пользу людей, то в этом случае, все-таки, администрации города необходимо на себя взять волевое решение, допустим, договор с КрасКомом пересмотреть, расторгнуть в этой части, трубу отдать другой РСО, чтобы люди в итоге платили меньше и бюджет компенсацию не вносил

Слушатель: -Это еще раз Михаил. Подскажите, есть гаражный массив, располагается в районе остановки ТЮЗ, нам провели электричество, от общего щитка сделали на каждый гараж отдельный кабель, стоимость дороже чем в обычной квартире, сказали за счет этого будут покрываться потери. Теперь получается ситуация такая, когда работу там делаешь какую-нибудь, например, летом, сжигаешь 100 кВт/ч, а приходит платежка за 137 примерно. Это правомерно? Что в этой ситуации делать и куда идти?

Р. Казаков: - Вы должны платить по тем показаниям приборов учета, если он стоит на коммерческом учете, не на техническом, когда для общего сведения цифра, по тем показаниям, которые есть в счетчике. Другое дело, что там вопрос тарифа, потому что гаражный кооператив или одиноко стоящий гараж не может оплачивать электроэнергию по тому же тарифу, по которому платят физические лица. Потому что иная природа потребителя. По этой самой причине, если есть какие вопросы о порядке начисления, все-таки необходимо привлекать специалистов, если это МКД, то это УК либо выяснять вопрос с Энергосбытом.

И. Бондаренко: - Давайте вернемся к вопросу о перерасчетах. Сейчас начнется такая путаница и опять все будут недовольны и у нас массово в СМИ появятся сообщения о том, что тому неправильно посчитали, здесь недосчитали. Роман, объясните, что и как должно происходить. Мне в этом году не пришло, и я расстроилась, вообще этого перерасчета ждать?

Р. Казаков: - Безусловно ждать. У нас есть очень пестрая картина по городу. Есть УК, которые работают хорошо, стабильно и из года в год показывают своим собственникам жилых помещений услуги. Безусловно, в силу того, что мы платим равными долями в течение 12 месяцев в году, а отопление получаем примерно в течение 9, то три месяца летних, мы фактически компенсируем то, что недоплатили в течение отопительного сезона. То есть, мы в течение отопительного сезона платим чуть меньше, чем реально должны были бы. Поэтому, конечно, каждая УК раз в год делает перерасчет для того, чтобы свести баланс в ноль и, грубо говоря, перед РСО за поставку тепла и горячей воды рассчитаться именно по тем цифрам, которые РСО выставила. Это то, что касается стабильно работающих УК. Но есть УК которые входили в группу компаний Жилфонд, им же благополучно обанкроченные, где собственники расторгли договор с этими УК по причине банкротства и ушли в другие организации. Таких домов несколько тысяч, поэтому считается, что это проблема всего города. Таким образом, собственникам выставляется та же самая недоплата по отоплению, но вопрос в том, насколько она корректна. Сам факт выставления недоплаты в качестве перерасчета законный. Это обычная норма, она и законом утверждена и имеет логическое объяснение. Другое дело какие цифры мы в этой платежке получаем. Соответственно, чтобы проверить правильность этих цифр, потому что я бы доверять УК не стал, они прошлом году уже один раз ошиблись, когда массово отзывали платежки, сказали, что пришлют их заново. Как в анекдоте – «Не прокатило». Если бы здесь внимание не обратили, то и корректировок никаких бы и не было в добровольном порядке. По этой причине, я думаю, что здесь необходимо руководствоваться следующим правилом. Во-первых, получив такую платежку, запросить в УК данные по показаниям ОДПУ и самостоятельно попробовать их пересчитать. Второе – если самостоятельно это сделать не получается либо нет желания, либо нет возможности, в этом случае обратиться не в Стройнадзор, а в Прокуратуру, потому что у нас служба Стройнадзора имеет возможность проверять только те УК, в реестре которых находится данный дом, а если люди сменили УК, соответственно в реестре он уже не находится и Стройнадзор не придет, обратиться в Прокуратуру для того, чтобы была проведена проверка относительно того, насколько правильно была выставлена данная плата. После проведения независимой проверки с участием прокуратуры, а они все равно будут привлекать специалистов Стройнадзора, уже принимать решение об оплате. При этом на вопрос, стоит ли игнорировать данные платежки, можно ответить следующим образом – если плата выставлена обосновано и собственник просто проигнорировал данный платежный документ, в этом случае у конкурсного управляющего, который сейчас занимается банкротством УК, появляются все законные основания обратиться в суд, для того, чтобы в судебном порядке данные средства попробовать взыскать. Будет обращаться или нет – это уже вопрос дальнего будущего, прогнозировать его бессмысленно, тогда инициативу собственник из своих рук выпускает. Поэтому, я, все-таки, настаиваю на том, чтобы собственники проверяли те платежные документы, которые к ним приходят и только после того, как удостоверится, что выставленный объем платы обоснован, только после этого вносили свои деньги в УК.

И. Бондаренко: - У меня всегда было, что УК мне еще должна, это же тоже реально?

Р. Казаков: - Это обычная ситуация. Потому что здесь в чем дело, мы платим 1/12 от прошлогоднего потребления. Мы берем плату, которую платили в прошлом году, делим на 12 частей и фактически эту 1/12 уже в нынешнем году мы оплачиваем. Таким образом, если прошлая зима была холодная, а нынешняя теплая, в этом случае нам деньги вернут. Потому раньше мы всю зиму платили по завышенному нормативу, а если нынешняя зима была холодная, а прошлая теплая, тогда нам придется доплачивать. И вот эти колебания то в плюс, то в минус они могут плавать. То есть, может быть и положительный перерасчет, может быть и отрицательный. Многие делают и совершенно обосновано, кто вносит плату через почту либо платежный терминал, просто платежки хранит, а дальше сопоставить какие цифры были в прошлом году, по какому нормативу нам выставляли тепло и по какому нормативу выставляют в этом.

И. Бондаренко: - Еще же есть такая хитрость в УК, дома невозможно жарко. Почему-то они доводят до кипения квартиры, когда на улице не совсем морозно.

Р. Казаков: - На самом деле это не хитрость УК, это хитрость РСО. УК здесь занимает пассивную позицию. РСО выставляет оплату за все тепло, которое дом потребил. Соответственно, если перетоп в доме организуют и в дом поставляется значительно больше тепла чем надо, в итоге у нас окна открыты и т.д., они все равно за это плату потребуют. Они с этого получают не совсем обоснованный доход. По идее УК руководствуясь показаниями ОД приборами учета должна выставлять претензию РСО и требовать того, чтобы они лишние деньги не выставляли, то что лишнее отпустили, так мы не просили, у нас есть показания теплового носителя, за эту цифру и выставляйте, то что выше – это уже ваши проблемы. Это скорее хитрость РСО, наше Общественное движение этим вопросом занимается. Я надеюсь, что к концу этого года у нас уже будут какие-то положительные решения.

И. Бондаренко: - Если уж плавно перешли к вашей Общественной организации – жаловаться к вам можно? С какими вопросами обращаться? Расскажите. Потому что за полчаса нашей программе мне лично глаза так и не открыли, как рассчитываются те или иные тарифы и за что мы платим

Р. Казаков: - К нам обращаться можно. Мы для этого и существуем. Консультации все бесплатные. У нас с понедельника начнет работать на Горького, 10 приемная и по всем вопросам, которые касаются ЖКУ можно приходить, задавать вопросы, просить составить документы, жалобы, помочь с судом и т.д. Всем этим занимаемся и, естественно, по мере возможности, потому что они ограничены. Когда у нас платежки пришли по перерасчетам у нас человек по 15-16 в день приема приходило. Приходить на Горького, 10. Во дворе большая вывеска и телефон для справок, он тоже начнет работать с понедельника 288-16-10, Общественное движение «Народный контроль в ЖКХ»

И. Бондаренко: - Спасибо Роман!

 

Авторитетное радио, Программа «Без обеда», 11.01.2017