Правила предоставления коммунальных услуг и сопутствующие правовые акты приведут в соответствие обновленному жилищному кодексу и законопроекту о прямых платежах, а также введут новые требования к порядку оформления и передачи протоколов собраний.
В минувший понедельник представители Минстроя объявили о существенном повышении коэффициентов, на которые будут умножаться нормативы при отсутствии в квартире счетчиков, а также о том, что соответствующее постановление выйдет до конца 2015 года.
Дабы разобраться в этой ситуации детальнее, мы нашли проект этого постановления и провели самостоятельный анализ.
Когда данное постановление будет принято и вступит в силу, будут действовать следующие нормы:
- Если помещение в МКД не оборудовано приборами учета холодной или горячей воды, электричества или газа, то рассчитываться за коммунальные ресурсы придется по нормативам с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в следующем размере:
с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 3;
с 1 июля 2016 г. и далее - 5;
То есть, в случае если вы до не установите счетчики до конца года, то с 1 января по 30 июня 2016 года вы будите платить в ТРИ раза больше, а с 1 июля 2016 года и далее в ПЯТЬ раз больше!
Однако, если потребителем предоставлен акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности, то указанные коэффициенты не применяются. Данный акт составляет лицо ответственное за содержание и текущий ремонт многоквартирного жилого дома.
- При этом, исполнитель коммунальных услуг получает право проверки установленных в квартирах приборов учета. Если в ходе проверки будет установлено, что на счетчик установлены посторонние приспособления, нарушающие нормальную его работу (например магниты), то за последние три месяца придется рассчитаться по нормативу увеличенному в 10 раз.
- При этом те дополнительные денежные средства, которые будут получены исполнителем коммунальных услуг вследствие применения повышающих коэффициентов, имеют целевое назначение, и могут быть направлены только на проведение энергосберегающих мероприятий.
- Также, при предоставлении коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, лицо, виновное в нарушении правил предоставления коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф в размере от 15 до 30% от стоимости коммунальной услуги в зависимости от сроков нарушений.
- В случае нарушения исполнителем, лицом, привлеченным для начисления платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, виновное лицо обязано уплатить потребителю штраф в размере 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить.
- Эти штрафы уплачиваются путем соответствующего уменьшения платы в платежных документах в будущие периоды.
Так как данный проект постановления очень объемный, полный его разбор мы устроим отдельно в ближайшее время.
А чего еще ожидать от Минстроя на рубеже 2015/2016 годов?
В поисках проекта постановления о увеличенных коэффициентах для тех у кого нет счетчиков, мы обнаружили еще несколько проектов нормативных актов, которые также могут быть приняты Минстроем в ближайшее время.
Проект приказа о Правилах оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах от 25.10.2015
Документ добавляющий ясности в процесс оформления протоколов общих собраний собственников. Содержит требования к обязательному перечню сведений указанных в протоколе, и процедуре его оформления.
Часть требований, таких как список приглашенных лиц, показалось нам излишним бюрократизмом, но в целом принятие документа должно принести пользу.
Кроме того, с 1 января 2016 года также вступают в силу поправки в Жилищный кодекс, требующие передачи копий протоколов собраний собственников и решений собственников в органы государственного жилищного надзора субъекта федерации.
Для реализации этих положений Минстроем разработан следующий проект нормативного акта об утверждении порядка передачи этих документов:
Проект приказа Об утверждении порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации
Председатель общего собрания должен будет заверить каждую страницу протокола собрания и решений собственников. А именно: проставить удостоверяющую надпись "Верно", личную подпись, расшифровку подписи и дату когда он заверил копии.
Затем, указанные копии передаются в управляющую организацию, а уже управляющая организация в установленный срок передает копии документов через ГИС ЖКХ органу жилищного надзора.
Также тему протоколов общих собраний собственников затрагивает и другой проект нормативного правового акта, а именно:
Проект Приказа Об установлении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации
Проект приказа содержит положения о порядке передачи информации о начале управления лицензиатом того или иного многоквартирного дома. Все бы ничего, но он содержит крайне спорную норму о том, что Оригинал протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа управления (в том числе о выборе управляющей организации (лицензиата), утверждении основных условий договора управления, содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме) должен направляться в Госжилинспекцию.
Данная норма, в последующем, может привести к значительному затруднению как процесса оспаривания такого протокола в суде, так и к затруднению процесса защиты от оспаривания такого протокола. В том числе, значительно затрудняется процесс судебного иска с возможным неправомерным действиям самой Госжилинспекции.
Однако, данный проект достаточно сырой, и с большой долей вероятности будет доработан.
К лицензированию УК относится и следующий проект приказа:
Об утверждении методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации
Требования данного проекта несколько отличаются от требований ныне действующих методических указаний. А именно:
1) Лицензионная комиссия должна не менее чем на 1/3 состоять из представителей саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами и, что крайне важно для нас, из представителей общественных объединений, иных некоммерческих организаций, указанных в части 8 статьи 20 Жилищного кодекса, уставная деятельность которых связана с управлением многоквартирными домами.
2) При этом необходимо высшее образование и стаж работы в сфере ЖКХ не менее 2 лет.
3) Расширен перечень антикоррупционных требований к членам комиссии.
Дмитрий Иванов для нкжкх.рф