Эксперты опасаются, что присоединение ФСТ к ФАС приведет к ошибкам в тарифном регулировании

О присоединении Федеральной службы по тарифам к Федеральной антимонопольной службе было заявлено в среду 15 июля председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым и тогда же это решение было поддержано президентом Владимиром Путиным.

Впервые о вероятности такого решения заговорили еще в 2014 году, однако окончательное решение было принято только сейчас. Оно было закреплено Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования".

Согласно этому указу, Федеральная служба по тарифам полностью упразднена, ее правопреемником назначена Федеральная антимонопольная служба.

Не надо говорить о том насколько важен процесс регулирования тарифов для всех участников рынка.

Сейчас, спустя месяц после подписания указа, мы можем наблюдать следующие процессы:

- Происходят массовые увольнения сотрудников ФСТ.

- ФАС не будет создавать новые подразделения для регулирования тарифов, полномочия по регулированию тарифов будут распределены среди уже имеющихся подразделений.

- Ни один выходец из ФСТ не получит в ФАС руководящей должности, не говоря уже о должности заместителя главы службы.

Уже в пятницу 14 августа на сайте УФАС стало видно, что поменялись названия ряда подразделений. Все подразделения называемые как "Управление антимонопольного регулирования ..." были переименованы в "Управление антимонопольного и тарифного регулирования ...". Всего таких управлений четыре: по ЖКХ, ТЭК, электроэнергетике и теплоснабжению, транспорту и связи. При этом в структурах и численности данных управлений пока нет никаких видимых изменений.

О том, что из ФСТ массово увольняют сотрудников, говорят и наши источники близкие к Красноярской Региональной энергетической комиссии (РЭК).

Положение о новой штатной численности ФАС пока отсутствует, соответствующее распоряжение должно сделать правительство РФ. Возможно, это распоряжение и даст начало перетоку сотрудников из расформированного ФСТ в ФАС.

Чего ждать от перемен в тарифном регулировании?

Тогда как обычному человеку может показаться, что ФСТ и ФАС по сути занимались схожими вещами - надзирали за деятельностью естественных монополий, эксперты дружно выступают против подобного шага президента РФ.

Речь идет о том, что в данном случае надзорные и регулирующие функции недопустимо совмещаются в едином органе. Если раньше ФАС могла хоть как то следить за ФСТ не допуская злоупотреблений и перекосов в сторону естественных монополий, то сейчас ФАС будет следить сам за собой. Наличие такого мега-регулятора всегда увеличивает риски того, что он будет действовать в интересах регулируемых компаний.

Другая проблема состоит в том, что к работе Федеральной антимонопольной службы также есть существенные нарекания - ФАС спокойно взирала на резкую монополизацию российской экономики, возникшую за последнее десятилетие.

В странах мира с развитыми экономиками нигде нет такой ситуации, когда органы ценового регулирования и антимонопольные органы совмещаются в единой организации - в странах Евросоюза, США, Китае, Индии регулирование цен осуществляют независимые комиссии, а антимонопольные структуры только надзирают за их деятельностью.

Справка от НКЖКХ:

В советское время регулированием тарифов занимался Госкомцен СССР, который был расформирован в 1991 году. После перехода к рыночной экономике, в середине 90-х в России были созданы три независимых ценовых регулятора – Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), Федеральная служба по контролю естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ) и Федеральная служба по контролю естественных монополий в области связи (ФСЕМС). В мае 1999 года ФСЕМТ и ФСЕМС были ликвидированы и переподчинены антимонопольному министерству, а в ФЭК была начата серьезная административная реформа.

9 марта 2004 года на базе ФЭК была создана Федеральная служба по тарифам.

ФСТ дополнительно были переданы функции Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в части регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также функции Минэкономразвития РФ по регулированию ценовых составляющих государственного оборонного заказа, производства ядерного топлива, и целому ряду других позиций. В отличие от Федеральной энергетической комиссии, где Правление состояло только из чиновников ФЭК России, в ФСТ России решения принимаются межведомственным Правлением, куда помимо руководства ФСТ России входят представители других министерств и ведомств, компетенцию которых затрагивают решения ФСТ России: МЭРТ, Минэнерго РФ, Минтранса РФ, Минсвязи РФ и ФАС.

27 июля 2015 года ФСТ была ликвидирована указом президента Российской федерации.